Бухгалтерскому аутсорсингу быть?

Рассуждения о проекте закона о налоговом консультировании
Сегодня решили порассуждать на тему будущего бухгалтерского аутсорсинга и нового проекта Закона о налоговом консультировании. Все заинтересованные уже ознакомились с проектом Закона и просчитали свои риски.

Итак…
Деятельность по налоговому консультированию может осуществляться:

  • гражданами Республики Беларусь, иностранными гражданами или лицами без гражданства, получившими квалификационный аттестат налогового консультанта, являющимися членами Палаты налоговых консультантов и зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя;

  • коммерческой организацией, в штате которой состоит не менее одного работника, являющегося налоговым консультантом, при условии, что данная организация является основным местом его работы с обязательным заключением трудового договора с определением продолжительности рабочего времени не менее нормальной продолжительности рабочего времени, установленной законодательством о труде.
Таким образом, с 01.01.2026 года для оказания услуг по налоговому консультированию, ведению налогового учета и составлению налоговых деклараций индивидуальным предпринимателям будет необходимо иметь аттестат налогового консультанта, а юридическим лицам – наемного работника, имеющего аттестат налогового консультанта.

И индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам необходимо будет так же получить лицензии, т.к. деятельность по налоговому консультированию планируется сделать лицензионным видом деятельности.
Востребованность налоговых консультантов однозначно вырастет, поэтому Министерство по налогам и сборам в 2025 году предлагает возможность сдать экзамен и получить аттестат НК 7 раз! В обычный год такая возможность у претендентов была 3 раза в год. Но нужно помнить, что в случае неудачной попытки повторный экзамен можно сдавать только через 3 месяца.

Некоторые уже даже пошли учиться. С учётом того, что сдать экзамен на получение аттестата налогового консультанта с первого раза удается не всем, это решение рациональное, стоит попробовать пройти этот путь, не получится - повторить, времени для этого достаточно.

Кстати, лица, которые получили аттестата налогового консультанта до 1 июня 2024 года обязаны пройти переаттестацию до 31 декабря 2024 года. Что это значит? Сдать экзамен повторно! Нет, не повысить квалификацию, как предусмотрено настоящим Законом о налоговом консультировании, а сдать экзамен заново, правда, только в устной форме. Так сказать, убедить МНС в своих знаниях, потому, что в прошлый раз было неубедительно. Сделать это нужно до конца 2024 года.

Немаловажно, что Закон ещё не принят, а уже и октябрь вот-вот закончится. В связи с чем, на действующем рынке налогового консультирования к концу этого года ожидается накал страстей. Но, для прошедших такой экзамен, открываются все возможности, предусмотренные проектом Закона.

Что ещё нужно, чтобы оказывать услуги по налоговому консультированию? Да, нужно впоследствии 1 раз в 2 года повышать квалификацию, застраховать профессиональную ответственность, получить лицензию на осуществление деятельности и соблюдать долицензионные и лицензионные требования.
Обратите внимание!
Одним из лицензионных требований является наличие договоров оказания услуг по налоговому консультированию. То есть, если вами не заключаются договоры по НК (не оказываются услуги), вас могут лишить лицензии за несоблюдение лицензионных требований.
Проектом Закона прописаны требования к ИП и организациям, оказывающим услуги по налоговому консультированию по соблюдению независимости и конфиденциальности, Кодекса профессиональной этики НК, внутренней и внешней оценке качества услуг, а также ответственность сторон по договорам на налоговое консультирование.

Кроме того, налоговый консультант должен обеспечить внутренними регламентами качество оказываемых услуг. Но это уже другая история, о которой проект Закона ничего не пишет, но локальные акты налоговый консультант должен иметь.

И вот вы соблюли все условия и имеете право оказывать услуги по налоговому консультированию в пределах перечня услуг, предусмотренных Законом и сопутствующих услуг. При этом исключительным правом оказания услуг по налоговому консультированию принадлежит именно штатным специалистам, обладающим квалификационным аттестатом. В противном случае лицензия будет аннулирована.

Наступило 01.01.2026 года, и аутсорсинговые компании начали работать по новым правилам. Если у компании на обслуживании 150 клиентов, то одной штатной единицей налогового консультанта вряд ли можно обойтись. Давайте посчитаем:
В среднем по клиенту в ИМНС уходит 3 налоговые декларации, значит по всем 150 компаниям будет составлено 450 налоговых деклараций в отчётный период. В основном, отчётность сдаётся в период с 10-20 число отчётного месяца, когда вся информация для расчёта налоговых деклараций собрана.

Рассчитаем, какое количество налоговых консультантов нужно аутсорсинговой компании принять в штат на основное место работы для того, чтобы обеспечить в период с 10-20 число отчётного месяца составление налоговой отчётности налоговыми консультантами.
Из нашего опыта, опытный налоговый консультант за рабочий день может составить и отправить в ИМНС примерно 18 налоговых деклараций.

На период с 10-20 число обязательно придутся минимум 2 выходных дня. Значит, в распоряжении налогового консультанта 8 рабочих дней.
8 дней *18 деклараций = 144 налоговые декларации в рабочий день
450 налоговых деклараций / 144 = 3 налоговых консультанта нужно аутсорсинговой компании для того, чтобы осуществлять деятельность по налоговому консультированию для своих 150 клиентов.

На аутсорсинговые компании ложится дополнительная нагрузка по содержанию трёх налоговых консультантов, обеспечению повышения их квалификации 1 раз в 2 года, получению лицензии, обеспечению внутреннего контроля качества оказываемых услуг, а это также дополнительный сотрудник, в случае, если аутсорсинговая компания, как в нашем примере, имеет 150 клиентов.
Хотим акцентировать внимание, что проектом Закона предусмотрены грубые нарушения условий лицензирования, например: оказание услуг по налоговому консультированию работниками лицензиата, не имеющими квалификационного аттестата налогового консультанта или не являющимися членами Палаты налоговых консультантов, а также в случае приостановления, прекращения действия или аннулирования квалификационного аттестата работника юридического лица, являющегося коммерческой организацией, или лицензиата – индивидуального предпринимателя.

Что это значит? Это значит, что, если будет установлен факт, что декларацию составил/консультацию оказал ваш сотрудник, который не имеет аттестата налогового консультанта, ваша компания лишится лицензии.
Отдельно хочется остановиться на том моменте, что аудиторы ИП и аудиторские компании смогут оказывать услуги по налоговому консультированию только с соблюдением общеустановленных требований, то есть у лиц, которые имеют аттестат аудитора преимуществ не будет.

Одновременно, статьей 3 проекта Закона предусмотрено, что действие Закона не распространяется на деятельность по оказанию юридических услуг, а также адвокатскую деятельность.

Пока не совсем понятно смогут ли юридические компании, и адвокаты оказывать услуги по налоговому консультированию в части составления и направления налоговых деклараций, и если смогут, то нужно ли будет им получать аттестат налогового консультанта и лицензию на осуществление деятельности по налоговому консультированию. И если проект Закона разрешает адвокатам и юридическим компаниям осуществлять деятельность в области налогового консультирования, без оглядки на нормы специально законодательства, то как быть с планируемыми изменениями в Закон о лицензировании по данным вопросам? Предлагаемые изменения для получения лицензии предписывают требование об обязательном наличии в штате налоговых консультантов, чья компетенция подтверждается все тем же аттестатом налогового консультанта, который выдаётся по итогу сдачи экзамена в МНС. В данных моментах наблюдается противоречие в проектах излагаемых норм.

Ждём принятия нормативного акта и дальнейших разъяснений регулятора.

С учётом того, что в Республике Беларусь на 07.10.2024 года 734 налоговых консультанта, а количество компаний и ИП, оказывающих услуги бух аутсорсинга гораздо больше, то рынок аутсорсинговых компаний и ИП на наш взгляд, сузится.

Конечно, целью изменений является повышение качества услуг в области налогового права, в том числе и в бухгалтерском аутсорсинге. ИМНС и бизнес это смогут оценить только после того, как закон вступит в силу.
Автор: Наталья Сосновская - аудитор
Парка Высокой Бухгалтерии

Есть вопросы по налогообложению или ведению бухгалтерии?
Приглашаем в наш эксперт-канал в Telegram.
Мы ценим Ваше время, поэтому в ленте – только важная и актуальная информация.
Больше о бизнесе, учете и налогах